Все заказывают пластиковые карты у нас
Сравнить цены закажите просчет заказа в компании
«Пластикана»
Онлайн заказ или звоните по телефону
+7 (495) 229-43-70

Новости

2. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования

Опубликовано: 23.10.2017


Выделяют четыре основных манипулятивных системы , (классификация Э.Шострома):

1. Активный Манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил человека. Обычно привлекает к этому свое общественное положение (родитель, старший брат, учитель, начальник). Он играет «попирающего» и достигает удовлетворения, обретая контроль над другими людьми, но зависим в своем удовлетворении от чувства их бессилия. Он применяет технику учреждения прав и обязанностей, табелей рангов и т. д., дергая людьми как марионетками.

2. Пассивный Манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному Манипулятору. Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого». В то же время пассивный Манипулятор выигрывает посредством поражения. Позволяя активному Манипулятору думать и работать на него, он в определен­ном смысле побеждает «попирающего» своей вялостью и пассивностью.

3. Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано. Для него жизнь - это битва, где все остальные люди - это соперники или враги, реальные или потенци­альные. Он колеблется между методами «попирающего» и «попираемого», и поэтому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным Манипулятором.

4. Четвертая (основная) форма манипулятивной системы - это система безразличной манипуляции . Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: «Мне наплевать». Он относится к другому человеку как к неживой кукле. Его методы то пассивны, то активны, иногда он играет «Скуку», иногда «Сварливую пилу», «Мученика» или «Беспомощного». Его секрет, безусловно, в том, что ему вовсе не наплевать, иначе бы он не продолжал свои манипуляции. Подобные отношения нередко существуют между мужьями и женами. Примером тому служит игра в «угрозу развода», когда Манипулятор надеется подчинить себе партнера, а вовсе не разойтись с ним. Поскольку Манипулятор ведет себя с другим, как с неодушевленным предметом, такое безразличное отношение исподволь взращивает качество неодушевленности в нем самом. Вот почему его отношение к окружающим называют самоуничтожающим.



2. Управление и манипулирование. Виды манипулирования


Управление – это упорядочение соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы. Управление в социальных системах – это управление людей людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, другие сообщества с их различными интересами.

Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей развития организации.

Мотивация связана с использованием ряда специфических категорий и

понятий, относящихся как к отдельному человеку, так и коллективу людей, т.е. организации. Потребности - это основополагающая категория классических и современных концепций мотивации, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствие.

Побуждение в мотивационном механизме - это проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей, т.е. мотивы целенаправленной деятельности. Побуждения человека или коллектива проявляются в мотивационном поведении, т.е. поведении, направленном на реализацию осознанных и принятых мотивов.

Стремление к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудников или коллектива. Стимул в мотивационном механизме - это результат, к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка достижения этого результата человеком ощущается через получаемое вознаграждение. Вознаграждение – это материальная или моральная (психологическая) оценка результата удовлетворения потребности, т.е. всего процесса мотивации.



Виды и методы манипулирования


1. Манипулирование

1.1 Сущность манипулирования

Манипуляция (от лат. manipulus - пригоршня, горсть, manus - рука) - система приемов социально-психологического воздействия на массы с целью изменения их взглядов и поведения в желаемом для манипулирующего направлении.

М. Битянова: "Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, с целью достижения своих скрытых намерений; при манипулятивном общении ставится также цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека; партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими".

Особенность манипулирования состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения. Поэтому для всех, кроме самого манипулятора, манипуляция выступает скорее как результат реконструкции, истолкования тех или иных его действий, а не непосредственное усмотрение. В связи с этим возникает вопрос: является ли манипуляция феноменом, то есть явлением, постигаемым в чувственном опыте, объектом чувственного созерцания?

Манипуляция в переносном значении - это стремление "прибрать к рукам", "приручить" другого, "заарканить", "поймать на крючок", то есть попытка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку. Однако метафора прибирания к рукам - хоть и стержневой признак, но отнюдь не единственный, конституирующий психологическую манипуляцию. В процессе своего становления этот признак был дополнен другими качествами. Во-первых, для манипуляции характерны искусность, ловкость, мастерство исполнения. Действительно, топорно состряпанное воздействие не подпадает под то интуитивное ощущение манипуляции, которым мы привыкли руководствоваться. И, во-вторых, манипуляция предполагает создание иллюзии. Не имело бы смысла называть некое действие манипуляцией, если бы оно совершалось явно.



Виды манипулирования


Приемов, обеспечивающих возможность манипулирования как индивидуальным, так и массовым сознанием, бесконечно много. Манипулятивные воздействия в системе управленческих отношений можно дифференцировать по следующим основаниям:

· в зависимости от уровня управления выделяются манипуляции на организационном, местном, региональном, федеральном уровнях власти;

· по коммуникативной направленности манипулятивного воздействия можно выделить манипуляции «сверху», манипуляции «снизу», двойное манипулирование;

· по специфике информационного воздействия различают такие виды манипуляции, как дезинформация, умолчание, нейролингвистическое программирование, использование стереотипов, наклеивание ярлыков, манипулирование опросами общественного мнения и т.д.;

· в зависимости от предметной сферы выделяются экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое манипулирование.

Экономическое манипулирование начинается с использования сложного, а лучше – безвыходного материального положения партнера, когда он готов согласиться на любую самую нежелательную для себя работу за ничтожное вознаграждение. К более тонким приемам экономической манипуляции можно отнести такие, как увеличение номинальной ставки заработной платы, выплата незначительной премии, доплат, компенсаций при несопоставимо высокой инфляции и сокращении покупательной способности; необоснованное снижение уровня оплаты труда, задержки и невыплаты. Такого же рода действия могут иметь обратную направленность – когда объектом манипулирования становится собственник материальных средств, работодатель. Забастовки и локауты, приуроченные к моменту, когда организация не сможет противостоять нажиму трудового коллектива, – такие же манипуляции. К ним можно отнести и любое другое преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевавшихся договоренностей экономического характера.



Виды и методы манипулирования общественным сознанием


Манипуляция общественным сознанием - крайне сложный и обширный процесс. Наиболее успешная манипуляция возможна лишь в том случае, когда объект манипулирования обладает определенной степенью готовности подвергнуться манипуляции. Формирование подобной готовности у объекта манипулирования также является задачей манипулятора, если речь идет о таком масштабном процессе, как государственное манипулирование общественным сознанием. В связи с этим, некоторые авторы выделяют два основных вида манипуляции: стратегическая и тактическая (оперативная).

Стратегическая манипуляция - направлена на долгосрочное воздействие на объект манипулирования, в целях формирования таких ценностей, потребностей, установок и норм (т.е. формирование идеологии), какие соответствуют целям манипулятора и обеспечивают поддержание стабильности государственного строя, нужного манипулятору. Также, в процессе стратегической манипуляции должны быть сформированы условия, позволяющие использовать тактическую (оперативную) манипуляцию при подобной необходимостиПетров В. Манипуляции сознанием и поведением / В. Петров, С. Петров // Основы безопасности жизни. - 2007. № 11. С. 47..

Тактическая (оперативная) манипуляция - подобная манипуляция строится на использовании идеологии, сформированной в процессе стратегической манипуляции. Манипулятор использует устоявшиеся в общественном сознании нормы и ценности, заставляя общество воспринимать ту или иную социальную информацию так, как выгодно манипулятору, и впоследствии направляет деятельность общества в нужное манипулятору русло. Тактическая манипуляция предполагает наличие определенного стимула и определенного объекта, измененное сознание которого воспринимает данный стимул как стереотип, предполагающий известный шаблон мышления и поведенияПетров В. Манипуляции сознанием и поведением / В. Петров, С. Петров // Основы безопасности жизни. - 2007. № 11. С. 47.. Автор А. В. Манойло разделяет оперативное манипулирование на два уровня: первый уровень нацелен на укрепление необходимых идей, установок, ценностей и норм в общественном сознании, а второй уровень - на частные, незначительные изменения взглядов на какие-либо события и факты, что также влияет на психологическое и практическое отношение к конкретному явлениюМанойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. - М.: МИФИ, 2003..