Все заказывают пластиковые карты у нас
Сравнить цены закажите просчет заказа в компании
«Пластикана»
Онлайн заказ или звоните по телефону
+7 (495) 229-43-70

Новости

Виды пластиковых карт
По функциональным характеристикам банковские карточки делятся на кредитные и дебетовые. Кредитная карточка позволяет ее владельцу получать определенный кредит при оплате товаров или услуг, стоимость которых

Как открыть банковский счет в Нидерландах
Необходимость открыть оффшорный счет за границей, рано или поздно становится актуальной темой для любого развивающегося бизнеса. Но почему именно за границей, ведь на территории вашей страны имеется

Виды и типы договоров

Опубликовано: 09.05.2018




Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

По своей юридической природе договоры могут быть консенсуальными и реальными. Консенсуальными являются договоры, в которых права и обязанности сторон возникают сразу после достижения сторонами соглашения (консенсуса) об установлении прав и обязанностей (например, договор купли-продажи). Договор считается реальным, если права и обязанности сторон возникают после достижения соглашения и передачи вещи (например, договор займа).

По характеру отношений между сторонами договоры делятся на возмездные и безвозмездные. Договор, по которому сторона должна получить плату либо иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным (договор купли-продажи). Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (договор дарения).

В зависимости от наличия у сторон прав и обязанностей договоры разделены на односторонние и двусторонние. В односторонних договорах один из участников обладает только правами, а другой - обязанностями (договор займа). В двусторонних договорах каждая сторона имеет и права, и обязанности (договор купли-продажи).

В зависимости от основания заключения договоры делят на свободные и обязательные. Заключение первых зависит только от усмотрения сторон. Вторые носят всецело обязательный характер для одной или обеих сторон договора. Несмотря на то, что в большинстве своем договоры носят свободный характер, на практике и в законодательных положениях встречаются и обязательные договоры. Например, действующим российским законодательством предусмотрено обязательное заключение договора страхования от несчастных случаев при перевозках пассажиров.



Виды договоров купли или аренды гостиниц


„Договор аренды, договор управления, гибридный договор, договоры управления гостиницей Определения, объяснения, указания и советы от ASP Global Hotel Brokers !“

Договор управления гостиницей: ключевой критерий при инвестировании в гостиничную недвижимость и гастро-объекты

Отели, отпускные рекреационные комплексы и гостиничная недвижимость в значительной степени неоднородны. Это связано не только с градацией по категориям, количеству номеров, местоположению и оформлению. Разнообразием отличаются и варианты регулирования сотрудничества между владельцем гостиничного объекта и управляющим отелем. Именно поэтому при инвестировании в гостиничную недвижимость договор управления объектом имеет основополагающее значение: ведь именно в нем между владельцем и управляющим распределяются риски.
Договор управления гостиницей имеет решающее значение при определении вида инвестирования в объект. В национальном и международном масштабе используются две основных формы подобного договора: договор аренды и договор управления.

1.) Договор аренды объекта: пассивное инвестирование в гостиничную недвижимость:

Договор аренды гостиничного объекта заключается при пассивном инвестировании в объект. Арендатор гостиницы при этом получает прибыль от эксплуатации объекта, в частности, за субаренду гостиничных номеров и других гостиничных помещений и оказание прочих гостиничных услуг. Долгосрочный успех инвестиции, впрочем, следует ожидать только в случае, если размер арендной платы находится на среднем рыночном уровне и остается таким и далее. Тем самым первоочередное значение приобретают анализ уровня арендной платы на рынке, а также варианты регулирования слишком низкой или слишком высокой арендной платы в договоре.



Виды договора дарения


Дарственная является одним из самых распространенных видов сделки между родственниками и близкими людьми.

С ее помощью можно избежать многих юридических формальностей, а также уплаты некоторых налогов. Подобного рода договора используются также различными юридическими лицами, предметом сделки может быть как недвижимость, так и нечто иное.

Понятие о сделке

Одним из видов правоотношений между различными физическими лицами является сделка, подразумевающая дарение. Данная операция обозначает безвозмездную передачу какого-либо имущества.

Им может быть:

денежная сумма; недвижимость; права требования.

На законодательном уровне понятие и виды договора дарения закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации, ст. № 572 , ст. № 582гл. № 32, а также остальных статьях данной главы.

Согласно этой статье, сделкой признаются действия юридических и физических лиц. Основным направлением их является изменение каких-либо прав, обязанностей в процессе соглашения.

Выделяют следующие основные признаки сделки подобного вида:

возникновение правоотношения между участниками; узкая направленность совершаемого юридического действия; правомерность; добровольность.

Только при наличии всех вышеперечисленных черт юридическое действие можно классифицировать как сделку. Если оно совершается насильственным или иным противозаконным путем, то данное действие считается недействительным.



Договор аренды имущества – основные понятия и положения закона


Договор аренды имущества является основным видом договоров по передаче собственником имущества во временное пользование иным лицам.

Вопросы, связанные с оформлением аренды, регулируются второй частью Гражданского кодекса Российской Федерации. Если говорить об аренде земельных участков, то такие договора будут регулироваться еще дополнительными законами и подзаконными актами.

По сути, аренда – сделка между владельцем имущества и его нанимателем. По такому договору вещи переходят во временное владение арендатора. При этом следует помнить, что плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Запрет на аренду

В аренду передается имущество, находящееся в законном владении у граждан. Если вещи изъяты из оборота или находятся во владении незаконно, передавать в аренду их нельзя.

К таким вещам относятся

оружие; наркотики; боеприпасы.

Сдавать в аренду нельзя вещи, которые в процессе использования могут быть уничтожены или потеряют свои свойства. Так, не разрешается заключать соглашения в отношении пищевых продуктов и бытовой химии.

Запрещается передавать в аренду деньги, так как они используются в товарообороте.

Объект договора аренды

При передаче имущества в аренду, требуется указать его основные характеристики (для жилого помещения – площадь, адрес). Объект аренды должен быть индивидуализирован.

При отсутствии в договоре данных, которые бы точно описывали объект договора, такой договор считается незаключенным.



Договор купли-продажи квартиры: особенности оформления и как все сделать правильно


На сегодняшний день уже многие люди смогли убедиться в том, что самостоятельные сделки с недвижимостью могут оказаться рискованным занятием, особенно, если нет специального юридического образования и определенного опыта работы в этой области. Поэтому неудивительно, что сегодня все больше людей стараются доверить срочное оформление договора купли-продажи квартиры профессиональным юристам, спецалистам по недвижимости, стоит заметить сразу что

оформить срочно договор купли продажи квартиры можно двумя способами:

через электронную регистрацию в Росреестре; прибегнув к удостоверению сделки нотариусом.

Юристы смогут помочь не только с формальной стороны дела, которая относится к подготовке пакета документации, но также и с составлением договора купли продажи квартиры, обеспечить гарантированную регистрацию сделки в Росреестре.
Не стоит забывать, что к различным сделкам с недвижимостью требуется относиться очень серьезно и со всей возможной внимательностью. Каждый из ее участников, как продавец, так и покупатель, могут подвергаться определенным рискам на разных этапах заключения договора. Любая ошибка может привести к серьезным финансовым потерям, а ее исправление также потребует немало сил и времени. Поэтому многих людей интересует профессиональное оформление договора купли-продажи квартиры и сроки , разумеется, не превышающие разумных. Каждый продавец или покупатель должен помнить, что всегда существует возможность приостановки или отказа в регистрации Росреестром, о неожиданном влиянии ошибок в договоре купли продажи, непроавильно подготовленном пакете документов, поданных на регистрацию в Росреестр, которые способны оказать негативное влияние и привести к неблагоприятному результату-а именно, невозможности оформления сделки до логического завершения. Для того чтобы не допустить таких ситуаций и сделать процесс оформления сделки купли-продажи квартиры простым и законным, желательно заранее воспользоваться услугами специалистов, которые специализируются в этой области.
Так как непосредственно процедура оформления таких сделок связана с довольно большим количеством различных тонкостей законодательства и осуществляется в несколько этапов, то неудивительно, что часто возникает необходимость в привлечении опытных юристов. Поэтому многих интересует, какая же стоимость оформления договора купли-продажи квартиры . В настоящее время специализированная компания может предложить клиентам полный комплекс услуг по купле-продаже квартир.



Тема 27. Обязательства из договоров аренды, лизинга и ссуды


Виды обязательств по передаче имущества в пользование. Место договоров аренды в составе обязательств по передаче имущества в пользование.

Понятие, содержание и виды договоров аренды. Права и обязанности сторон по договору аренды. Арендная плата. Заключение договора аренды. Порядок и основания изменения и прекращения договора аренды.

Особенности аренды с правом выкупа арендованного имущества. Особенности заключения и исполнения договора аренды недвижимости, зданий и сооружений. Права на земельный участок при аренде сооружений.

Особенности договора аренды земельных участков и иных природных объектов.

Договор аренды предприятий: порядок заключения договора, права и обязанности сторон. Исполнение и прекращение договора аренды предприятия. Защита прав кредиторов при аренде предприятий.

Аренда транспортных средств с экипажем и без экипажа. Особенности аренды морских судов, судов внутреннего водного транспорта.

Бытовой прокат: понятие, содержание, порядок оформления договора. Ответственность сторон по договору бытового проката.

Понятие, содержание, форма договора лизинга. Стороны в договоре лизинга. Основания для классификации и виды договора лизинга. Права и обязанности сторон договора лизинга. Лизинговые платежи. Исполнение и прекращение договора лизинга.

Понятие и содержание, сфера применения и форма договора ссуды. Риск случайной гибели имущества, переданного по договору ссуды. Заключение, изменение и прекращение договора ссуды. Ответственность сторон в договоре ссуды.

Предмет договора найма жилого помещения. Понятие и виды договора найма жилого помещения. Содержание договора найма жилого помещения. Правовое положение членов семьи нанимателя. Договор поднайма жилого помещения и договор о вселении временных жильцов. Договор обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма. Изменение и прекращение обязательств из договора социального найма жилья. Случаи выселения нанимателя и членов его семьи.



Понятие И Виды Транспортных Договоров


Договор организации перевозок грузов. Согласно ст. 798 ГК перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По данному договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В указанном договоре определяются объемы, сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (абз. 2 ст. 798 ГК). Договоры об организации перевозок заключаются, как правило, при наличии устойчивых хозяйственных связей между данным видом транспорта и данным грузовладельцем. Договоры этого вида имеют длящийся характер, они заключаются на предстоящий квартал, предстоящий год. По своей правовой природе указанные договоры имеют признаки предварительного договора (ст. 429 ГК), поскольку заключение договора об организации перевозок не освобождает, а, напротив, предполагает необходимость заключения в каждом конкретном случае договора перевозки груза. Договоры об организации перевозок грузов относятся к консенсуальным гражданско-правовым договорам, определяющим не условия товарооборота сторон, а организацию их взаимоотношений на будущее время. Согласно ст. 791 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза транспортные средства под погрузку в срок, установленный договором об организации перевозок. Соответственно неисполнение этой обязанности влечет имущественную ответственность, предусмотренную ст. 794 ГК. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 794 ГК). Что же касается соглашений перевозчика с грузовладельцем об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика, то они недопустимы и в случае их заключения являются недействительными (п. 2 ст. 793 ГК). Законодательством (ст. 794 ГК) определены некоторые обстоятельства, освобождающие перевозчика и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по подаче транспортных средств или непредъявление груза к перевозке. К ним относятся: • непреодолимая сила ; • иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения); • военные действия ; • прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях из-за блокады, эпидемии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов. За пределами указанных в законе обстоятельств возможна ответственность перевозчика и грузоотправителя независимо от наличия их вины. Договор перевозки груза. В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Законом установлена письменная форма данного договора. Об этом свидетельствует норма п. 2 ст. 785 ГК, согласно которой заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом, например ст. 25 УЖТ, ст. 105 ВК. Выдача перевозчиком документа, подтверждающего принятие груза к перевозке, предполагает сдачу ему груза отправителем, поэтому такой договор принадлежит к числу реальных гражданско-правовых договоров. Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК, ст. 33 УЖТ, ст. 109 ВК). Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон. Договор перевозки грузов – возмездный договор. Провозная плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Поскольку при перевозке грузов транспортом общего пользования в качестве перевозчика выступает коммерческая организация и она обязана осуществлять перевозку груза любого грузоотправителя, который к ней обратится, договор перевозки груза относится к публичным договорам. При заключении данного договора грузоотправитель заполняет перевозочный документ установленной формы (транспортную накладную) и подписывает его, что придает договору черты договора присоединения. Сторонами в договоре перевозки грузов выступают перевозчик – транспортная организация (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) и грузоотправитель – законный (титульный) владелец груза либо экспедитор или иное управомоченное владельцем груза лицо. Поскольку в силу этого договора каждая из сторон имеет как права, так и обязанности, его следует признать двусторонним договором. Договор перевозки груза по своей конструкции представляет собой договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), в связи с чем грузополучатель, не являющийся стороной договора, пользуется определенными правами и несет определенные обязанности. Не участвуя в заключении договора, грузополучатель тем не менее приобретает право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения (ст. 36 УЖТ, п. 2 ст. 103 ВК). При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства – требования по поводу недостачи или повреждения груза (ст. 796 ГК), а также по поводу просрочки в его доставке (ст. 792 ГК, ст. 120 УЖТ, ст. 120 ВК). Грузополучатель вправе предъявить к перевозчику и другие требования, связанные, например, с выгрузкой груза средствами перевозчика, когда выгрузка по договору была возложена на него. Кроме прав, у грузополучателя имеются и обязанности. Так, по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Обязанностью получателя является и окончательный расчет за оказанные перевозчиком услуги. Одним из существенных условий договора перевозки груза принято считать срок доставки груза. Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок. Договор перевозки пассажира и багажа. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа (ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, ст. 103 ВК). Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не означает правового единства этих двух договоров. Данные договоры нельзя признать одним договором, поскольку различны их признаки: договор перевозки пассажира является консенсуальным, а договор перевозки багажа – реальным. Различие этих договоров состоит также в том, что заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа – багажными квитанциями. Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира достаточно подробно регламентированы законодательством. Так, согласно п. 3 ст. 786 ГК пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях ; • провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм. Законом предусмотрено и право пассажира сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (п. 3 ст. 786 ГК), что означает обязательность для перевозчика заключения с пассажиром по желанию последнего договора на перевозку багажа. Ответственность по договору перевозки пассажира определяется ГК и соответствующими транспортными уставами и кодексами, которые также регламентируют ответственность сторон и по договору перевозки багажа. Согласно п. 1 ст. 795 ГК за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату (п. 2 ст. 795 ГК). Законодательство (п. 1 ст. 795 ГК) устанавливает обстоятельства, служащие основанием для освобождения от ответственности за просрочку доставки пассажира к месту назначения. К таким обстоятельствам относятся: • непреодолимая сила ; • устранение неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров ; • иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика. Доказательство наличия данных обстоятельств возлагается на перевозчика. Услугополучателями в договоре перевозки пассажира выступают только граждане, что обусловливает возможность применения при нарушении договора перевозчиком норм Закона о защите прав потребителей. Особое место среди транспортных договоров занимают договоры перевозки груза отдельными видами транспорта. Договор железнодорожной перевозки груза. Содержание данного договора составляет комплекс прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя. Эти права и обязанности в значительной мере определены транспортным законодательством: УЖТ, Правилами, регулирующими отдельные виды перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также самим договором перевозки. По договору железнодорожной перевозки грузы могут перевозиться как в местном, так и в прямом сообщении. Перевозка в местном сообщении осуществляется в пределах одной железной дороги, а в прямом сообщении – с участием двух и более железных дорог, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации и открытых для общего пользования. Железная дорога, заключившая договор перевозки в прямом сообщении, выступает в качестве законного представителя всех других железных дорог, участвующих в таком сообщении. Перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется в вагонах и контейнерах перевозчиков, иных юридических и физических лиц (ст. 5 УЖТ). Железная дорога обязана подавать под погрузку исправные вагоны и контейнеры в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. При невыполнении этого требования грузоотправитель вправе отказаться от поданных вагонов или контейнеров. Железная дорога в этом случае обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры (ст. 20 УЖТ). Пригодность вагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем или железной дорогой в зависимости от того, чьими средствами производится погрузка. При предъявлении груза к перевозке отправитель обязан представить на каждую отправку груза составленную им транспортную железнодорожную накладную. Данная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 25 УЖТ). Некоторые обязанности железной дороги, обусловленные выполнением договора перевозки груза, возникают как в процессе самой перевозки, так и на завершающем ее этапе. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя обязана произвести переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или станции назначения. Обязанностью железной дороги является и уведомление грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Грузополучатель может отказаться от принятия грузов, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению (ст. 34, 36 УЖТ). Обязанностью грузополучателя является окончательный расчет с перевозчиком за оказанные ему транспортные услуги. Договор воздушной перевозки груза. Особенностью субъектного состава данного вида договоров является то, что в качестве перевозчика в нем выступает эксплуатант, т.е. гражданин или юридическое лицо, обладающее воздушным судном на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК). При этом согласно ст. 100 ВК эксплуатант должен иметь лицензию на осуществление воздушной перевозки грузов. Отличительной чертой договора воздушной перевозки груза служит и то, что сторонам данного договора предоставлено право самим решать вопрос о сроках доставки груза. При недостижении соглашения по этому поводу срок доставки устанавливается правилами перевозок (ст. 109 ВК). Содержание договора воздушной перевозки груза раскрывает его определение, данное в п. 2 ст. 103 ВК, которое соответствует классическому определению договора перевозки груза, содержащемуся в п. 1 ст. 785 ГК. Основные права и обязанности перевозчика и грузоотправителя примерно аналогичны правам и обязанностям сторон договора перевозки на других видах транспорта. Вместе с тем воздушное законодательство с учетом специфики перевозок на данном виде транспорта устанавливает расширенный круг оснований расторжения договора перевозки груза в одностороннем порядке по инициативе перевозчика. Такими основаниями являются: • нарушение грузовладельцем, грузоотправителем таможенных, санитарных и иных правил, установленных законодательством ; • отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним авиационными правилами ; • наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов и веществ. Грузополучатель вправе отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением (ст. 111 ВК). Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). На воздушном транспорте наряду с обычным договором перевозки груза достаточно широко применяется договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). Общая возможность заключения таких договоров безотносительно к конкретным видам транспорта предусмотрена ст. 787 ГК. Особенность договора фрахтования (чартера) состоит в том, что по нему предоставляется для перевозки вся или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов. По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки грузов (ст. 104 ВК). Договор воздушного чартера является, как правило, консенсуальным договором, поскольку стороны обычно заблаговременно заключают соглашение о предстоящих перевозках, в связи с чем договор воздушного чартера приобретает некоторые признаки договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК). Воздушный чартер – договор возмездный. Договор морской перевозки груза. Согласно п. 1 ст. 115 КТМ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Приведенное определение позволяет сделать два вывода относительно данного договора. Во-первых, он может быть как реальным, так и консенсуальным, о чем свидетельствует употребление слов «передал» или «передаст». Во-вторых, слова «отправитель» или «фрахтователь» означают, что понятием договора морской перевозки груза охватываются два вида договоров: обычный договор перевозки и чартер, которые различаются по своей юридической природе. Договор морской перевозки груза подлежит заключению в письменной форме. Наличие и содержание указанного договора могут подтверждаться чартером (в данном случае имеется в виду соответствующий документ), коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ). Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки судна, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями (ст. 120 КТМ). Коносамент выполняет функции: • доказательства наличия договора морской перевозки груза и его содержания ; • расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком ; • товарораспорядительного документа на груз, т.е. документа, распоряжение которым означает распоряжение самим грузом ; • документа, при предъявлении которого выдается груз получателю. Отношения сторон по договору морской перевозки груза регулируются не только определенными нормами законодательства или соглашением сторон, но и торговыми обычаями и обыкновениями. Развитие обычного права применительно к морской перевозке грузов привело к возникновению так называемого формулярного права. Последнее представляет собой неофициальную кодификацию общепринятых торговых обычаев, применяемых при заключении договоров морской перевозки. Соответствующие этим обычаям правила закрепляются в виде стандартных обозначений типа ФОБ, ФАС, СИФ, КАФ. Данные обозначения произошли от сочетания начальных букв английских слов, которые используются в таких случаях. Договор перевозки груза по внутренним водным путям. Данный вид договора характеризуется теми же общими признаками, которые присущи договору перевозки на других видах транспорта. Содержание договора, права и обязанности сторон регламентированы КВВТ. Заключение данного договора подтверждают транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки (п. 2 ст. 67 КВВТ). Транспортная накладная сопровождает груз на всем пути следования, и перевозчик обязан выдать ее вместе с грузом получателю в порту (на причале) назначения. Дорожная ведомость следует вместе с грузом и после выдачи груза в пункте назначения остается у перевозчика. Согласно п. 4 ст. 67 КВВТ договор перевозки груза по внутренним водным путям может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). Договор автомобильной перевозки груза. Обладая общими признаками договора перевозки, закрепленными в ГК, УАТ, Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, данный вид договора отличается рядом характерных особенностей. Во-первых, на автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автотранспортное предприятие передает свои машины под погрузку грузоотправителю. Это означает, что транспортный процесс начинается не с момента принятия груза к перевозке, а на более раннем этапе и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя. Во-вторых, при перевозке груза с оплатой работы автомобиля по повременному тарифу автотранспортным предприятием оформляется путевой лист, в котором грузоотправителем (грузополучателем) фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в его распоряжении. Ответственность за нарушение транспортных обязательств. Для наступления имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств требуется наличие общих оснований, предусмотренных гражданским законодательством, в частности ст. 401 ГК. Поскольку перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что его утрата, недостача или повреждение (порча) произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК), одним из оснований ответственности перевозчика является его вина. Примерно таким же образом положение о виновной ответственности перевозчика закреплено в новых транспортных уставах и кодексах (ст. 95 УЖТ, ст. 118 ВК, ст. 166 КТМ, ст. 117 KB ВТ). Это положение нашло отражение и в ст. 132 УАТ. Приведенная норма ст. 796 ГК возлагает на перевозчика бремя доказывания его невиновности. Необходимо отметить, что в указанной статье не предусмотрены какие-либо основания для освобождения перевозчика от доказывания отсутствия его вины. Правила о виновной ответственности по договорным транспортным обязательствам распространяются и на клиентуру перевозчика. В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу груза за весь период нахождения его во владении перевозчика, т.е. с момента принятия груза к перевозке и до выдачи груза грузополучателю или управомоченному им на получение груза лицу. ГК устанавливает единые для всех видов транспорта пределы ответственности перевозчика за несохранность груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика. При невозможности восстановить поврежденный груз возмещается его стоимость, последняя определяется, исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. При отсутствии счета или указания цены в договоре следует исходить из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Наряду с возмещением установленного ущерба, причиненного необеспечением сохранности груза, перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость последнего (п. 2, 3 ст. 796 ГК, ст. 96УЖТ). В транспортных отношениях широкое применение получила практика объявления ценности груза, сдаваемого к перевозке. Ответственность за просрочку наступает в случаях виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон, т.е. времени, в течение которого перевозчик выполняет совокупность всех необходимых операций в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте выдачи груза получателю. Ответственность за просрочку доставки груза также носит ограниченный характер (штраф, пени). Особенностью морской перевозки грузов является возможность возникновения различного рода убытков, которые в законодательстве о перевозках, осуществляемых данным видом транспорта, принято именовать общей и частной аварией. К общей аварии относятся убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях сохранения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности (ст. 284 КТМ). Наличие признаков общей аварии устанавливается по заявлению заинтересованного лица диспашером, состоящим при Торгово-промышленной палате РФ и назначаемым президиумом Палаты из числа лиц, хорошо знающих теорию и практику морского судоходства, законодательство и обычаи морского права. Диспашером называется эксперт, производящий диспаши. Диспаша (фр. dispache) – расчет убытков при общей аварии, падающих на груз, судно и фрахт и распределяемых между грузовладельцем и судовладельцем. Убытки, зафиксированные как общая авария, подлежат распределению между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Примером общей аварии может служить выбрасывание за борт груза с целью облегчения судна и тем самым спасения его, а равно спасения оставшегося на судне груза. В данном случае пожертвования делаются в общих интересах. Частной аварией признаются убытки по судну, грузу и фрахту, не подпадающие под общую аварию. Данные убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет потерпевший или лицо, ответственное за их причинение. Помимо ответственности перевозчика транспортным законодательством определяется ответственность грузоотправителя и грузополучателя, причем данная ответственность является повышенной. Основаниями для наступления такой ответственности принято считать нарушения действующих на каждом виде транспорта правил сдачи груза к перевозке, его упаковки, оформления перевозочных документов, получения груза в пункте назначения и т.д. Повышенными признаются и имущественные санкции, применяемые к грузоотправителю и грузополучателю за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов или контейнеров. На автомобильном транспорте ответственность грузоотправителя и грузополучателя наступает за задержку по их вине автомобилей, поданных под погрузку или выгрузку, сверх установленных сроков (ст. 141 УАТ), а также в других случаях, предусмотренных ст. 142 – 160 УАТ. При этом, как и на железнодорожном транспорте, взыскиваются и штраф, и убытки. Более дифференцированная ответственность грузоотправителя и грузополучателя в настоящее время установлена на внутреннем водном транспорте (ст. 120 КВВТ). Порядок и сроки предъявления и рассмотрения претензий, а также правила определения начала течения сроков исковой давности по обязательствам, возникающим из перевозки грузов, установлены общегражданским и специальным транспортным законодательством (ст. 797 ГК, ст. 120,122-126 УЖТ, ст. 124-128 ВК, ст. 403-408 КТМ, ст. 161-164 КВВТ, ст. 158, 159 УАТ). Во-первых, предусматривается обязательность предъявления к перевозчику претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из перевозки груза. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии (п. 2 ст. 797 ГК, ст. 124 УЖТ, ст. 128 ВК). Во-вторых, иск к перевозчику может быть предъявлен как грузоотправителем, так и грузополучателем при наличии одного из двух условий: • если имел место полный или частичный отказ перевозчика удовлетворить заявленную претензию ; • если перевозчик в 30-дневный срок не дал ответа на претензию. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК). Порядок и сроки предъявления претензий и исков по обязательствам, возникающим из перевозки пассажиров и багажа, также установлены транспортными уставами и кодексами.